Профориентация
Профориентация – это комплекс психолого-педагогических мероприятий направленных на оптимизацию процесса трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями и сформированными способностями, а так же с учетом потребностей в специальностях на рынке труда.
Профессиональная ориентация направлена на решение следующих задач:
- ознакомление с миром профессий;
- изучение интересов, способностей, склонностей и мотивов деятельности;
- ознакомление с правилами выбора профессии;
- мотивация размышлений о своем профессиональном будущем.
Начиная с девятого класса, старшеклассникам приходится решать ряд вопросов, связанных с профессиональным самоопределением. Общий государственный экзамен и единый государственный экзамен ставят старшие классы школы перед выбором профессии задолго до получения аттестата о среднем образовании. Кроме обязательных ОГЭ и ЕГЭ по математике и русскому языку, надо выбрать еще два-три экзамена. Варианты зависят от профиля среднего профессионального и высшего учебных заведений, в котором будет обучаться выпускник. Однако определиться с выбором нужно заранее, чтобы эффективно готовиться к ОГЭ и ЕГЭ или выбрать программу профильного обучения в старших классах.
Для правильного выбора профессии необходимо знать:
- Свои профессиональные интересы, склонности, способности…
- Найти профессию, которая подходит к твоим индивидуально-психологическим особенностям и возможностям
Формула успешного выбора профессии:
«ХОЧУ»
Профессиональные интересы и склонности
«МОГУ»
Профессиональная квалификация
Профессиональные способности
«НАДО»
Спрос на рынке труда и возможность трудоустройства смотря на поток разнообразной информации, предоставленной современным юношам и девушкам, мир профессий бывает от них очень далек. Многие учащиеся, приходящие в старшие классы, не знают сущности ряда профессий. Порой единственный критерий, по которому оценивается достоинство той или иной профессии – ее финансовая престижность. Кроме того, старшеклассники часто не могут реально оценить свои возможности для желаемой профессиональной деятельности.
Три группы ошибок, допускаемых при выборе профессии:
незнание самого себя;
незнание мира профессий;
незнание правил выбора профессии.