Как успешно сдать экзамен

02.03.2023

Как успешно подготовиться к экзаменам

1.      Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.
Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что
именно сегодня вы будете изучать. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы пред­мета.

2.   Полезно определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив,
вечерние часы.

3.    Конечно, хорошо начинать с самого трудного, с того раздела,
который заведомо знаете хуже всего (пока не устал, пока свежая голо­ва). Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не
идет — «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с
того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего ин­
тересен и приятен. Возможно, постепенно вработаетесь, и дело пойдет.

4.   Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать
тогда, когда завершили изучение какой-либо части учебного матери­
ала, примерно каждый час. Перерывы лучше не затягивать, но стараться сделать их активными. Можно в это время вымыть посуду, по­
лить цветы, сделать зарядку.

5.    Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал
по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно крат­
ко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем про­
верьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки
главы или раздела учебника, на правила и выделенный текст. Про­
верьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли — это опорные пункты ответа. Надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключе­вых мыслях.

6.    При подготовке к экзаменам полезно структурировать матери­
ал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а
на бумаге. Такая фиксация на бумаге очень важна. Планы полезны и
потому, что их легко использовать при кратком повторении материала
и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

7.    В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

8.    Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто
расскажите маме, другу — любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо
записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со
стороны. Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на
наиболее трудные вопросы изложить перед зеркалом (желательно та­
ким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу,
жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент,
когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит  ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из па­мяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спо­койной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы излагаете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке.
Только тут и выясняется, что вы знаете твердо.

9.    Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает
казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете за­
помнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому пред­
мету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколь­
ко вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только
делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не
знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и
темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А
затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

Как настроиться на успешную сдачу экзамена

1.     Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь.
Наоборот, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победно­
го ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях. Они к тому же позволяют вам ничего
не делать или делать все спустя рукава (зачем трудиться, если все рав­но ничего не выйдет?). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на
конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на
каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу
дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

2.   Обратите внимание на питание. Без необходимого мозгу коли­чества витаминов и продуктов, содержащих фосфор, трудно нормаль­
но заниматься интеллектуальной деятельностью. Полезны свежие или
сухофрукты. Очень полезны курага, инжир, грецкие или лесные оре­хи. Ешьте побольше цитрусовых для восполнения витамина С. Хороши и витаминные комплексы типа «Центрум», «Юникап», «Мульти-
таб», «Ревит», аскорбинки. Чай и кофе тонизируют, но действие их
индивидуально, поэтому понаблюдайте за реакцией на них вашего
организм сами и найдите оптимум. Не злоупотребляйте этими напит­ками.

3.   За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мыс­
ленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкрет­нее, подробнее. Сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, луч­
шей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о
собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните
их, но и не «зацикливайтесь» на них.

4.         Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их
кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете
комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше на­
пишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый
раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и расскажите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать — этот вопрос
вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом — на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к
ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом.
Учтите, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в

себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не толь­ко «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи спо­собны влиять на него, то есть, приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности стано­витесь  спокойнее и увереннее в себе.

5.    Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте
себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами,
переживаниями, «страшными мыслями». Вот вы вошли в аудиторию,
вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и
т.п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и
начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Под­
ходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопр­осы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях,
со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы
хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной
сдаче экзамена.

6.    Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае поду­
майте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «пред­
стартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

7.    Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «до­
ведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя.
Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и
ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе,
попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в
сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не
так ужасны.

8.    Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к
экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, неправда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку.
Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой надо уметь за себя постоять.

9.    Если все же приходится учить в последнюю ночь перед экзаменом, то постарайтесь поспать хотя бы два-три часа. Это будет полез­ная поддержка организму.

 

Как успешно сдать экзамен

 

1.      Если очень волнуетесь, на ночь перед экзаменом выпейте успокоительное, но не принимайте транквилизаторов непосредственно в   
день экзамена. Излишнее волнение поможет снять кусочек шоколада.

2.    Верьте в свои знания или, по крайней мере, в находчивость. Но
не стоит сбрасывать со счетов, что экзамен — всегда немного лотерея.
Так что оставьте за собой право на неудачу.
Хочу такой сайт

3.    Перед экзаменом думайте о приятном, постарайтесь выспаться
и хорошо выглядеть. Бодрое настроение и уверенность — ваши луч­шие помощники.

4.    Одевайтесь так, чтобы было удобно. Помните, что новые вещи
всегда немного сковывают. А это вам на экзамене вовсе ни к чему.
Одежда и косметика должны соответствовать типу интеллигентного и
интеллектуального человека. Чересчур короткая юбка и цокающие
каблучки девушки могут настроить на определенный душевный лад
иного преподавателя-мужчину. Но послужит ли это ей на пользу, уве­ренно сказать нельзя. Может и повредить... Особенно, если придется
отвечать почтенной старой деве. Меру нужно соблюдать и в макияже,
румянами лучше вообще не пользоваться. Пусть лицо сохранит высокоинтеллектуальную бледность.

5.    Не забудьте взять с собой носовой платок, он пригодится для
влажных глаз и ладоней.

6.    Если вы что-то не знаете или в чем-то не уверены, то во время
подготовки к ответу задайте преподавателю «уточняющий» вопрос,
при этом добавив вопросительно «да?». Не подозревая того, препода­ватель может дать вам нужную информацию.

7.    Впечатление от ответа и, соответственно, результат экзамена в
значительной степени зависят от первых десяти произнесенных вами
фраз. Произносить их надо уверенно, со знанием дела. Если возмож­о, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении ответа. Еще лучше составить план и для начала подробно его
пересказать. Это создаст впечатление того, что знания ваши основательны и глубоки.

8.    На письменном экзамене или тесте постарайтесь правильно
распределить время. Просмотрев все задания, выберите самые легкие
(на ваш взгляд) и выполните сначала их, чтобы оставшееся время по­
тратить на более трудные.

9.    На письменном экзамене постарайтесь в черновике писать до­
статочно ясно, чтобы потом самому не запутаться. Это важно и в том
случае, если у вас не остается времени на переписывание всех зада­ний на чистовик. Обведите авторучкой те задания в черновике, которые вы не успели переписать и сдайте вместе с чистовиком, а в чисто­вике сделайте ссылки на черновик.

10.   Будьте вежливы и не препирайтесь с преподавателем, берегите
его чувство собственного достоинства. Не пытайтесь показать себя
более умным, чем экзаменатор. Он тоже человек и может не знать или
забыть какую-то несущественную подробность. Не нужно на это об­
ращать внимания. Его самолюбие может быть уязвлено, а это пользы
вам не принесет.

11.   Если вы уже подготовили свой ответ, послушайте того, кто отвечает перед вами. Ему могут задать дополнительный вопрос, имею­щий отношение к вашему билету. А может быть, у экзаменатора это
любимый дополнительный вопрос, который он задаст и вам.

Что делать на экзамене, если...

1.       ...вы обнаруживаете, что не можете вспомнить учебный матери­
ал по вопросу, который вам попался. Поэтому чувствуете, что вы мо­
жете сказать по нему очень немного. Не впадайте в панику, а сразу
начинайте записывать все, что когда-либо слышали по этому поводу.
В процессе написания в голову могут прийти мысли, и вы начнете
вспоминать что-нибудь из слышанного ранее или прочитанного. А
можно сделать и так. Разделите лист бумаги на две части. На левой
напишите, например: «Что я знаю» (или просто поставьте «+»), на пра­вой — «Что мне неизвестно» (или «—»). Смелее пишите в левой части
все, что вам приходит в голову по поводу ответа — правила, примеры,
отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно.
На правой записывайте вопросы, «дыры», пункты, про которые, как
вам кажется, вы ничего не можете сказать. Время от времени просмат­вайте правую часть и вычеркивайте все, что вспомнили. В конце
подготовки обязательно составьте план ответа: лучше ответить не все,
но то, что вы знаете, изложить четко и логично, чем как бы сказать
все, но делать это хаотично, начиная говорить об одном, потом вдруг
переходя к другому, возвращаясь к тому, что забыл, и т.п.

2.    ...на полуслове вы забыли, о чем надо говорить. Прежде всего не
«теряйте голову». Сохраните спокойствие, хотя бы внешнее, — такое
может случиться с каждым! Повторите последнюю фразу, сначала так
же, как раньше, а потом, если сможете, другими словами. За это время
вспомните план ответа: что вы уже рассказали? К чему эта фраза мо­жет относиться? В большинстве случаев это помогает. Если это так —
смело продолжайте ответ. Если нет — посмотрите на листок, который
вы написали, готовясь к ответу, и начинайте отвечать следующий
пункт плана (даже если вам только кажется, что этот пункт следующий). Потом в конце ответа всегда можно вернуться к тому, что про­пустили.

3.    ...вы уже почти кончили отвечать и тут-то наконец вспомнили,
о чем хотели сказать, когда «потеряли мысль», или о чем забыли ска­зать. Ничего страшного. Закончите говорить то, о чем говорили, а за­
тем скажите то, что пропустили. Ни в коем случае не прерывайте ответа ради того, о чем вспомнили. Лучше пусть о чем-то вы скажете в
конце, чем весь ответ окажется нелогичным. Не говорите: «Да, я еще
забыл сказать о...» Говорите, например, так: «Вернемся к (название
пункта плана). Я хотел бы добавить...» или так: «Кроме того, надо
сказать, что...», «Следует подчеркнуть...».

4.    ... вас не слушают. Не воспринимайте это как личное оскорбление, не относите на свой счет. Продолжайте ответ, как если бы вы
этого не заметили.

5.    ...экзаменатор в резкой и неприятной форме перебивает вас, требует что-то уточнить, повторить. Или еще хуже, «кидает» неприятные
реплики. Кажется, что вас собираются завалить. Отвлекитесь от это­
го. От вас требуется мужество и собранность, умение не показывать
обиду. Сконцентрируйте внимание на точном ответе. Отвечайте четко
и коротко. Только так вы сможете доказать, что к вам относятся не­
справедливо. Ни в коем случае не показывайте, что разозлились, и не
старайтесь вызвать жалость к себе. Самое эффективное — сохранить
чувство собственного достоинства, с достоинством держаться.

6.    ...вы оговорились, и все стали смеяться. Не переживайте. Это
может случиться с каждым. Оговариваются даже профессионалы —
дикторы радио и телевидения. Посмейтесь вместе со всеми — и все.
Если же оговорку, кроме вас, вообще никто не заметил, продолжайте
говорить дальше, как будто ничего не произошло.

7.    ... вам задают дополнительный вопрос. Не пугайтесь. Не торо­питесь с ответом. Можете сказать, что вам надо немного подумать.
Четко определите, к чему относится этот вопрос, какого ответа он требует. Прежде чем говорить, сформулируйте ответ в уме. Времени на
это требуется совсем немного.

8.    ...вы ошиблись. Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если вы за­
метили ошибку и знаете, как ее исправить, сделайте это. Если же не
уверены, правилен ваш ответ или нет, продолжайте отвечать, как буд­то ничего не произошло. Если вам укажут на ошибку и вы не уверены
твердо в своей правоте, лучше согласиться. Не бойтесь ошибок! Учи­тесь, используя ошибки, лучше разбираться в усваиваемом материале.

И конечно, никогда не забывайте про чувство юмора — пусть оно не покидает вас и во время экзамена.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.03.2023

Дата обновления: 02.03.2023

Дата публикации: 02.03.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».